воскресенье, 19 июля 2015 г.

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Здравствуйте, уважаемый гость!
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в общении.      Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.
Например:- 2007 год – при проведении обследования будущих первоклассников из 39 человек 19 имеют нарушения речи (48,7%); - 2008 год – при обследовании будущих первоклассников из 43 человек 25 имеют нарушения речи (58%).  А ведь к 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но дети такие разные и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из них не все идет так, как этого бы хотелось, многие имеют нарушения речи. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, под влиянием речи окружающих и правильных их образцов. В то же время в быту распространено мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершенно напрасно, потому что неправильное произношение – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. Если окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), то процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку необходимо специальное корригирующее обучение логопеда. Можно с уверенностью утверждать, что проблемы с речью обязательно отразятся при овладении грамотой и на успеваемости, так как ребенок будет стесняться своего недостатка и весьма неохотно поднимать руку, стараясь оставаться незамеченным. Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.      При общении с ребенком, задавая вопросы нужно терпеливо ждать ответа, уметь выслушать и правильно ответить. Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.      Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи.      Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при системной работе с ним можно вывести из такого состояния. Коррекционная работа с такими детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий.      На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.      На групповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи.   Что касается практических советов, то они очень просты: 1.Подберите (посоветуйтесь с логопедом) те упражнения, которые необходимы именно вашему ребенку, а остальные используйте в качестве игровых, для разминки. 2.Старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела. 3.Нельзя принуждать ребенка заниматься. 4.Обязательно убедитесь в том, что ребенок правильно понял задание. 5.Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания. 6.Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно приниматься за следующее. 7.Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) – подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось. 8.Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы. Если ребенок имеет нарушения речи, то необходимо, что бы он посещал логопедические занятия. Если в детском саду такой возможности нет, тогда необходимо сообщить родителям, что бы они смогли найти такую возможность.

© Ссылка на
 источник:http://sch773uv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema/sovety_roditelyam_buduwih_pervoklassnikov1/

3 комментария:

  1. Интересная статья для родителей, с Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Борисовна, я рада, что заходите в гости.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить