суббота, 8 августа 2015 г.

Что такое детский этикет?

Здравствуйте, уважаемый гость!
При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…
                      Владимир Мономах. Поучение к детям. XII век
 В настоящее время под этикетом понимают совокупность формальных правил учтивости и вежливости, рациональности и здравого смысла. Элементарные правила поведения в обществе существовали с незапамятных времен, но само понятие «этикет» возникло относительно недавно – в конце XVII века. При дворе французского короля Людовика XIV на королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с соответствующими правилами.
Уже тогда, триста лет назад, эти предписания детально и однозначно подчиняли определенным правилам поведение человека за столом, форму и содержание общения в различных житейских ситуациях, внешний вид и манеры. Идея этикета проста и благородна. Прежде всего, нужно понимать прямую зависимость самого понятия «этикет» от того, что он может существовать только в социуме. Это не значит, что наедине с собой или близкими людьми мы можем отбросить все условности и вести себя как вздумается. Однако, зависимость правил поведения от общества, в котором находится человек, велика.
 Нас много, и все мы разные. Любая мелочь, вроде нечаянно оброненного слова, взгляда или жеста, способна привести к конфликту. Если он произошел на государственном уровне, то может обернуться войной. А всему виной – разница культур, воспитания и нравственных принципов. Чтобы избежать недовольства и, по возможности, снизить накал страстей в обществе, и был придуман этикет.
Отличается ли детский этикет от этикета взрослого? 
С первого взгляда кажется, что это, своего рода, уменьшенная копия правил поведения для взрослых, не требующая точного выполнения и весьма ограниченная в областях применения. Например, правила, указывающие, как поздороваться с бабушкой у подъезда и как сидеть за партой. Но это далеко не так. Правила этикета складывались веками в том обществе, в котором родился и растет ребенок. И, несмотря на то, что человеку пять лет, а не двадцать пять, эти правила не изменятся и реакция на их нарушение будет похожа (хотя, согласимся, что взрослый человек, конечно, сделает скидку на возраст в ситуации, когда между взрослыми конфликта было бы не избежать). Но ребенок растет, и лучше изначально и безболезненно прививать ему хорошие манеры, чем дождаться переходного возраста, который итак непрост, и видеть как жизнь сама ломает неправильные установки и показывает, что плохое поведение наказуемо, что за свои слова и поступки надо отвечать.
 Поэтому задача детского этикета не только этическая, как формальное заучивание стандартных правил, а еще и педагогическая – формирование понимания механизмов общения с людьми, умение учитывать конкретную ситуацию и в любых условиях оставаться уверенным, сильным и находчивым человеком.
Этикет за столом
Именно с усвоения правил приема пищи начинается приобщение малыша к культурному поведению. Тут важна любая мелочь: и умение пользоваться столовыми приборами, и привычка есть аккуратно, не чавкая и не разбрызгивая вокруг жидкую пищу (это значит, что нужно объяснить ребенку на примере: если уронить ложку в суп или кусочек пищи в жидкий соус, то брызги разлетятся не только на скатерть и на самого ребенка, но и могут попасть на одежду соседа «Представь, как расстроится Машенька, если ее новое платьице окажется испорченным!»).
 Не лишним будет сориентировать ребенка на предупредительное отношение к соседям по столу. Если у Вас мальчик, объясните, что, ухаживая за девочкой и предлагая ей блюдо, до которого она не может дотянуться, он поступает как настоящий джентльмен. Дочери же мы таким образом начнем прививать навыки жены и матери, и тогда во взрослой жизни для нее не будет проблемой поухаживать за мужем и детьми.
Тонкости общения и культура речи
Вам будет довольно сложно объяснить ребенку разницу между обращением на «вы» и на «ты». Но именно таким способом (наряду с обращением по имени-отчеству) можно создать дистанцию между чужими взрослыми и малышом. это необходимо хотя бы для его безопасности.
 Кроме того, необходимо обратить внимание ребенка на то, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.
 Не менее важно овладеть умением говорить «нет»– дружески, но твердо. Кроме того, учите ребенка заботиться о младших, справляться с отрицательными эмоциями и не стесняться улыбаться.
 Важно приучать ребенка к речи без жаргона, мата и слов-паразитов. В обществе принято разговаривать, не привлекая к себе всеобщего внимания, поэтому у маленького человека необходимо сформировать привычку говорить тихо и спокойно, слушать, не перебивая и не споря. Здесь нужно помнить, что образцы для высказываний, ребенок берет из окружающей действительности – это повод задуматься над тем, какие слова произносите Вы и окружающие его люди.
 Чтение и частое общение со следящими за своей речью родителями помогут малышу говорить грамотно и с хорошей дикцией.
 Также не стоит стесняться объяснить непосредственному малышу, что некоторые естественные звуки, которые иногда издает наш организм, неприличны в обществе. В качестве альтернативы предложите ребенку в таких случаях уединяться. Однако, успокойте его, что если конфуз произошел (в том числе и у собеседника), нужно постараться не обратить на это внимание и тем более, не смеяться. Это касается и других возможных конфузов, которые иногда случаются в нашей жизни. Помните, как у А.П. Чехова «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Внешний вид
Даже самый маленький ребенок может сам одернуть штанишки, отряхнуться, с готовностью берется за зубную щетку и мыло, старается сморкаться в платок и искренне не любит грязь вокруг себя. Поощряйте его полезные навыки и на самых ранних стадиях пресекайте развитие таких вредных привычек, как ковыряние в носу, шарканье ногами, хлопанье дверьми и любые другие действия, порицаемые в обществе.

                                                                                                                       
Автор: Ольга Туранская

Комментариев нет:

Отправить комментарий