Обучение грамоте

Здравствуйте, уважаемый гость!
Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий по русской грамоте.
1. Ребенок должен отвечать на вопросы. Ответы нужно выучить наизусть.
Вопрос Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответ: Когда мы произносим гласные звуки, воздух на пути не встречает преграду. А когда мы произносим согласные , то воздух на пути встречает преграды( губы, зубы, язык)
Вопрос: Чем отличаются глухие согласные от звонких?
Ответ: При произношении звонких согласных мы слышим голос, а при произношении глухих, голоса не слышно.
Вопрос: Какие звуки называются сонорными?
Ответ: Это звонкие звуки, которые не имеют глухой пары.

2. Ученик 1 класса должен УМЕТЬ давать характеристику каждому звуку русского языка. Для этого родителям необходимо по мере изучения какого-то звука заучивать с ребенком наизусть его характеристику.
НАПРИМЕР: если сегодня мы изучили букву Н, то заучиваем характеристику звуков н, нь. Ниже приводится характеристика каждого звука, т.е. то что должен говорить ребенок.
 А- этот звук гласный. Буква А служит для обозначения твердости согласного звука.
О- этот звук гласный. Буква О служит для обозначения твердости согласного звука.
У- этот звук гласный. Буква У служит для обозначения твердости согласного звука.
Ы- этот звук гласный. Буква Ы служит для обозначения твердости согласного звука.
Э- этот звук гласный. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука.
И- этот звук гласный. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука
М- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Т- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Н- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Л- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
С- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Р- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Ш- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
К- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
П- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
Б- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Г- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Д- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
З- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Ж- этот звук согласный. Бывает только твердым.. Этот звук звонкий.
В- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Й- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Х- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Ц- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
Ч- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой.
Щ-. - этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой
Ф- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Я- эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук А и обозначает мягкость согласного звука
Е- эта буква обозначает два звука Й и Э, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук Э и обозначает мягкость согласного звука
Ё- эта буква обозначает два звука Й и О, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук О и обозначает мягкость согласного звука
Ю- эта буква обозначает два звука Й и У, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук У и обозначает мягкость согласного звука
Таким образом в русском языке 10 гласных букв, но 6 звуков.
Ь и Ъ - это только буквы, звуков они не обозначают.
Ь- буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука или для разделения согласного и гласного звуков
Ъ- служит только для разделения согласного и гласного звуков.

3. Ребенок, зная характеристику каждого звука должен уметь делать звуко- буквенный анализ слова. Т.е. уметь выделять каждый звук в слове, находить ударный и безударный гласный звук ( ударный- гласный на который падает ударение, безударный- это остальные гласные в слове ,на которые не падает ударение. Обычно безударные гласные в слове слышатся не четко – СН(Е-И)ГА , Д(А-О)МА)

ПРИМЕР звуко-буквенного анализа слова:
ФИЛИН - ребенок должен говорить так:
В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный. Первый звук ФЬ- мягкий согласный, глухой, рисуется зеленым цветом. Второй звук И- он гласный, ударный( красным цветом(. 3-й звук Ль- мягкий согласный, звонкий( зеленый). 4-й звук И- гласный безударный( красным цветом). Последний звук Н- твердый согласный , звонкий( синим цветом) Итог- в слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных звука.

4. Ребенок должен ежедневно читать 2-3 раза в день небольшими порциями( по 10-15 мин). Детям , которые читают хорошо можно увеличить время чтения. Обязательно ребенок должен пересказать прочитанное. Если ребенок затрудняется пересказывать, то он должен пересказывать по предложениям: прочитал одно предложение- пересказал, прочитал- пересказал. Затем постепенно порция прочитанного увеличивается: прочитал абзац- пересказал.

5. Ребенок должен уметь строить содержательные предложения. Т.е. подбирать прилагательные. Для этого полезно составлять в день хотя бы по 1 предложению на любую тему и «Одевать» это предложение.

Например: Ребенок составил предложение Мама пошла в магазин. А теперь наводящими вопросами попробуйте добавить к каждому слову пояснения «одеваем предложение» : Когда мама пошла в магазин? В какой магазин? Как пошла? Должно получиться предложение типа: Вчера вечером мама нехотя пошла в продуктовый магазин.
Так « одеть» можно любое простейшее предложение. Ежедневное « одевание» хотя бы одного предложения поможет быстро развить речь Вашего ребенка.
Так же полезна игра в прилагательные. Вы придумываете для ребенка существительные, а он должен как можно больше подобрать к ним прилагательных.
6. При овладении письмом.
Ребенок должен уметь правильно писать буквы, не выходя за строчку. Отличать заглавную букву(большая) от строчной(маленькая).
Ребенок должен правильно соединять буквы:
Если последующая буква начинается писаться сверху, значит соединяем верхним соединением.
Если последующая буква начинается снизу, то соединяем нижним соединением.
Строчные буквы о , а начинаем писать снизу
Ребенок должен уметь списывать с печатного текста.

Ребенок должен уметь писать письменным шрифтом под диктовку простые слова и слоги.
Здравствуйте, уважаемый гость!
На каждом уроке проверяю изученный материал в форме кластера. Ребята получают любую изученную букву и составляют свой кластер. Кластер помогает выявить пробелы в знаниях, кому нужна помощь, кому нужно выучить характеристику букв и звуков.Для составления кластера ребята используют фломастеры(это им очень нравится). Каждый цвет имеет свое обозначение(см. в след.посте) Извините за ошибки. Как слышим, так пишем! (знаем не все буквы)
В начале мы познакомились с понятием кластер. Затем  отрабатывали эту форму работы  в группах.Обязательно в каждой группе были дети,которые могли объяснить, что необходимо делать (ведущие).  Работы всех групп помещаем на доске и начинается "защита кластера".  Один представитель выходит к доске и начинает рассказывать все о полученном "продукте". Группа оценивает участие каждого ученика. Вот тут начинается самое интересное! Ведь малышу хочется , чтобы его оценили  ребята (словом). С каждым разом становилось меньше ребят, которые занимали позицию "молчунов"

Здравствуйте, уважаемый гость!

На своих уроках, обучения грамоте, использую слого-звуковое "Солнышко". Думала над названием, а оно пришло само. Правда,у кого-то из ребят получается красивое солнышко, а у кого-то "однобокое". Ребята с удовольствием его рисуют и комментируют, что обозначает каждый цвет в кластере.Это помогает детям наглядно увидеть и помогает быстрому запоминанию звуков по мягкости-твердости
Синий цвет-согласный звук
Красный цвет-гласный звук
Зелёный цвет- мягкий согласный
Желтый цвет-лучики(оно ничего не обозначает)
В синем кружочке обведены гласные, не смягчающие предшествующий согласный звук.
В зеленом кружочке обведены гласные, смягчающие предшествующий согласный звук.
Если согласный звук всегда твердый, то его обводим в синий кружочек, а если согласный может быть и твердым и мягким-то синий и зеленый кружочек.

Во-первых, учащиеся занимаются любимым делом-рисованием, а также смена деятельности и отдых.
Во- вторых, это помогает быстрому усвоению материала.
Вот такие кластеры мы составляем на каждую букву.

Комментариев нет:

Отправить комментарий