Портфолио учащихся

Здравствуйте, уважаемый гость!
Портфолио – коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – вид аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамику образовательных достижений ученика в широком образовательном контексте.
В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция портфолио достижений ученика.
Портфолио позволяет:
поддерживать высокую учебную мотивацию  школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (и том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Функции портфолио
диагностическая (фиксирует изменения и рост знание учащихся за определенный период времени);
целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика)
Необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися основных результатов начального образования:
формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самооргани¬зации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных и сквозных (междисциплинарных) программ;
интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, и сфере саморегуляции.
дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных и сквозных (междисциплинарных) программ;
интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, и сфере саморегуляции.
 Каждый материал, включаемый в состав портфолио, должны фиксироваться письменно и храниться в определенной системе.
Только этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.
Основные результаты начального образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся.
школьная деятельность
внешкольная деятельность
Школьная деятельность
учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимые традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
общеклассных  и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
Внешкольная деятельность
групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования;
внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реали¬зуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады);
свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе участие в конкурсах, олимпиадах, посеще¬ние музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.);
свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).
Особенности работы с портфолио
формировать портфель индивидуальных достижений должны не учителя, а сами дети;
портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;
необходимо наличие перечня материалов и рецензий или отзывов на работы учеников;
эстетичность оформления;
цель портфолио - представить отчет по процессу образования учащегося;
работа с портфолио должна быть организована в системе;
создание портфолио - совместная деятельность обучающих¬ся, родителей и учителя, обмен информацией;
родители - участники создания портфолио
Основная цель и задача портфолио:
внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
* Структуру портфолио каждое учебное заведение определяет самостоятельно.
* Информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказывать родители и классный руководитель.
* В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).
* В портфолио входят
* Выборки детских работ - формальных и творческих;
* Систематизированные материалы наблюдений ;
* Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Выборки детских работ- формальных и творческих
1. Выборки детских работ - формальных и творческих;
2. Систематизированные материалы наблюдений ;
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
4. Система оценки: портфолио
5. Примерный состав  портфолио
1. Выборки детских работ
2. Результаты стартовой диагностики
3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений ,оценочные листы
4. Результаты и материалы тематических работ
5. Результаты и матери алы итогового контроля
6. Достижения во внеучебной деятельности
7. Выборки детских работ:
Русский язык, литература
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов
диалогов,дневники читателя
иллюстрированные авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии
Математика
математические диктанты
мини-исследования,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Окружающий мир
дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Музыка ИЗО технология
аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Физкультура
аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Систематизированные материалы наблюдений
за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут:
* учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие
* учителя-предметники,
* школьный психолог,
* организатор воспитательной работы и пр. непосредственные участники образовательного процесса.
Материалы, характеризующие  достижения учащихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности
 Три основные группы результатов: 
* личностные
* метапредметные
* предметные
Личностные результаты. 
* становление самоопределения личности, развитие основ гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника;
* развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
* развитие системы ценностных ориентации выпускников начальной школы (в том числе морально-этической ориента¬ции), отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Метапредметные результаты.
* универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или тех учебных предметов и применяются в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты.
* освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Преимущества портфолио
* Портфолио интегрирует три составляющие процесса обучения  (преподавание, учение и оценивание).
* Портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
* Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
* Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащеюся с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
* Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Этапы ведения портфолио
I. Подготовительный этап
II. Основной этап
III. Заключительный этап
Подготовительный этап
На заседании методобъединения учителей начальных классов необходимо разработать «Положение о портфолио учеников начальных классов»
* общие положения, цели и задачи,
* порядок формирования, структура, содержание, оформление портфолио,
* критерии оценки достижений учащихся.
* изучается мотивацию учащихся, подготовка рабочих материалов;
* учащихся и их родителей информируются о значимости портфолио и необходимости его ведения (лучше это сделать на собрании, где присутствуют классный руководитель, школьный психолог, родители).
Для оформления портфолио используются краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Основной этап 
(как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы)
Титульный лист:
 содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество ученика; учебное заведение, класс).
Возможные разделы портфолио:
* Раздел 1. Знакомьтесь, это я!
* Раздел 2. Моя школа
* Раздел 3. Мой класс
* Раздел 4. Мои учебные достижения
* Раздел 5. Мои достижения
* Раздел 6. Мои проектные работы
* Раздел 7. Пожелания и отзывы
Заключительный этап
Проводится:
* работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
* диагностика возможностей: анализ результатов успеваемости и досуговой деятельности учащихся;
* формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
* получение промежуточных результатов по формированию портфолио (классный руководитель, школьный психолог);
* диагностика интересов, потребностей и склонностей учащихся;
* анализ результатов диагностики интересов, потребностей и склонностей учащихся;
* индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик  (классный руководитель, школьный психолог);
* проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио (классный руководитель).
P/S:информация предоставлена из интернета

Комментариев нет:

Отправить комментарий